Прэса

Прэса 2014
«Советская Белоруссия» №134, пятница, 18 июля 2014 г. «Культпросвет»
4 жніўня 2014

«Советская Белоруссия» №134, пятница, 18 июля 2014 г.
«Культпросвет» от Домарацкого и Муковозчика

Здравствуйте! Сегодня мы хотели бы спросить у вас, дорогие читатели: «Почему самый длинный день в году — в конце июня, а самые жаркие месяцы — июль и август?» Один из нас выдвинул версию, что дело в постепенном накоплении тепла, идущего от солнца. Тогда другой спросил: «А как вы думаете, если постоянно читать или смотреть «Культпросвет», произойдет ли постепенное накопление у телезрителей и тех людей, которые еще умеют читать?» — «Надеюсь, что да», — ответил другой. «Тогда начинайте же скорее, А.Н., — воскликнул первый, — с присущим вам вкрадчивым блеском и неумолимой доброжелательностью!»

А.Н.: В понедельник мы приглашаем посмотреть очередной «Символ эпохи» — цикл, созданный в 2013 г. ТРО «Союз». Название этой программы даже звучит мощно: «Сталинский ампир».

А.Н.: Стиль ампир (имперский) возник во Франции еще при Наполеоне Бонапарте. Тем интереснее, что сталинский ампир, по классификации архитекторов, просуществовал всего–то лет 20. Но оставил он нам, я считаю, блестящее наследство! Вот когда я в Париже первый раз бродил по бульварам и авеню, мне все время казалось, что я где–то уже видел эти здания. Потом вспомнил: в Москве! Только и в Москве, и тем более в Минске они покрасивее будут.

А.Н.: Так вам, стало быть, нравятся имперские стили?

А.Н.: А что мне должно нравиться — конструктивизм? Я, знаете ли, так избушку на даче строил: без излишеств.

А.Н.: Вот именно: в 1954 г. было постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств». «Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений».

А.Н.: Понимаете, беда, когда к управлению империей — империей! — приходят люди, просто неспособные понимать масштабы. Ну нет в этой лысой голове места для длинных мыслей! Вот вы съездите на тракторный завод, пройдите по дворам улицы Кошевого — какие дома сразу после войны строились для рабочих! С дворами, с лепниной, с колоннами и пилястрами. С дворами и скульптурами. А в районе «шариков» — там, где были дома шарикоподшипникового завода, — до сих пор стоят рядышком два дома: сталинский и хрущевский. Очень наглядно: один — дом, на него и сейчас приятно смотреть. И этажи высокие, и окна большие, и выглядит, как дом, а не коробка. А рядом — убожество.

А.Н.: Но ведь хрущевские дома были дешевле?

А.Н.: Да, на 3 копейки. Специалисты говорят, что стоимость всех вот этих «излишеств» — это жалкие проценты от стоимости дома в целом.

А.Н.: Я думаю, причина тут в мозгах. И в отношении к людям. И в неуемном желании порулить по–новому. Но чем замечательна архитектура: она стоит, она радует глаз. И очень здорово, что у нас был в истории сталинский ампир. Об этом и программа — понедельник, «Беларусь 3».

А.Н.: В субботу на той же «кнопке» будут давать «Кармен» — оперу Александра Сезара Леопольда Бизе по новелле Проспера Мериме.

А.Н.: Именно оперу, потому что «Кармен–сюиту» — балет Родиона Щедрина — будут давать в другой раз.

А.Н.: Интересна судьба этой оперы, одной из самых исполняемых в мире. Для начала, если у Мериме Кармен буквально заставляет Хозе убивать соперников, то в опере Бизе она — невинная жертва, а виновником становится безнадежно и сумасшедше влюбленный в нее солдат.

А.Н.: Ну и провал первой постановки нужно упомянуть. Это Париж, 1875 год, опера тогда была еще «разговорная», это уже потом ее развили до речитативов. И вот газетная критика того сезона: «Скромные матери, почтенные отцы семейства! С верой в традицию вы привели ваших дочерей и жен, чтобы доставить им приличное, достойное вечернее развлечение. Что испытали вы при виде этой проститутки, которая из объятия погонщика мулов переходит к драгуну, от драгуна к тореадору, пока кинжал покинутого любовника не прекращает ее позорной жизни?»

А.Н.: Может быть, благодаря именно таким отзывам в первый же сезон на сцене парижской Комической оперы прошло полсотни спектаклей?

А.Н.: Может быть. Но все же потом «Кармен» забыли на долгие 8 лет, и уже после смерти композитора опера (уже с речитативами) начала свое победное шествие по миру.

А.Н.: Кстати, еще до возобновления Чайковский вот что писал: «Опера Бизе — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире...»

А.Н.: Да, в музыке Петр Ильич разбирался. Но и мы теперь можем попробовать приблизиться к нему, посмотрев в субботу оперу «Кармен» в постановке нашего Большого театра.