Прэса

Прэса 2016
Барды оживают к весне
24 сакавіка 2016

В этом телесезоне канал «Беларусь 3» преподнес шикарный подарок всем любителям бардовских шлягеров: с тесных кухонь и лесных опушек доверительный гитарный разговор по душам переместился в эфир главного культурологического канала страны. Поговорить о сегодняшнем дне белорусской авторской песни в программу «Подых струн» к Анатолию Длусскому уже который месяц приходят те, для кого этот жанр самый лучший на свете.

На днях цикл получил неожиданное продолжение. Белтелерадиокомпания и канал «Беларусь 3» выступили соорганизаторами первого республиканского телевизионного фестиваля авторской песни. С названием для новинки мудрить не стали: проект «Подых струн» уже давно зарекомендовал себя как бренд родной и нечуждый для всех могикан бардовской плеяды. А вот превращать праздничный концерт в фестиваль гитар, палаток и песен у костра организаторы все же не рискнули. Любителей поющей поэзии на один день собрали под светом софитов в культурной столице страны. Среди десятка гостей с гитарами во Дворце культуры Молодечно затесались и корреспонденты «СБ».

Молодечненский праздник авторской песни вряд ли можно назвать помпезным. Шумная феерия и головокружительный песенный марафон, коими так любит баловать нас витебский «Славянский базар», обошли «Подых струн» стороной. Статус первого республиканского фестиваля совсем не вязался с тем уютным домашним капустником–междусобойчиком, где каждый друг другу и сват и брат. Здесь все свои, все в теме: без наглаженных рубашек и бабочек, в уютных свитерах и потертых джинсах. И конечно, с неизменной гитарой в руках.

— Слухи о смерти авторской песни сильно преувеличены, — уверяет нас композитор, председатель жюри конкурса Олег Елисеенков. — Конец ей еще не пришел, но тот этап, который возник в 60–е годы, безусловно, завершился вместе с исторической эпохой. Сегодня многое изменилось и в стихах, и в мелодиях. Но остался дух свободы, дружелюбия, любви к слову.

— А бардовская песня молодеет? Или нынче поют те, кто начинал 10 — 20 лет назад?

— Посмотрите на участников фестиваля, среди них есть совсем молодые ребята. Бардовская песня объединяет, она для всех возрастов. Если ее кто–то любит и понимает, то это остается на всю жизнь. Хотя лично у меня отношение к жанру менялось от полного неприятия до интереса не только к песням, но и к их исполнителям. Помню, в конце 70–х к нам на гастроли приезжали артисты Театра на Таганке. Алла Демидова и Иван Дыховичный весь вечер исполняли под гитару песни на стихи Цветаевой и Пастернака. И вот я подошел к ним после концерта и сказал: «Да разве это музыка? Два примитивных аккорда... А стихи между тем гениальные — так и читайте их! А не бренчите на гитарке...» С моей стороны это, конечно, была ужасная наглость, юношеский максимализм. Я учился в консерватории, занимался серьезной музыкой, и мне противно было видеть и слышать несоответствие стихов и музыки. Мне казалось, что поэзия должна звучать согласно с гитарой, они должны быть единым целым. Слово — это вообще отличительная черта бардовской песни. Она адресная, имеет свою аудиторию, потому что близка слушателям.

Сегодня авторская песня, по словам Олега Елисеенкова, переживает чуть ли не вторую молодость. Появляются новые авторы, композиции, исполнители, открываются десятки клубов любителей поющей поэзии. И все же жанр остается словно бы в тени, хотя в нем есть свои профессионалы. Изменилась ли авторская песня за прошедшие десятилетия, кто приходит на концерты бардов сегодня и что заставляет людей разных профессий писать песни и брать в руки инструмент? Эти вопросы лучше всего, пожалуй, задать человеку с гитарой. Один из участников фестиваля, представитель барановичского клуба авторской песни «Ваганты» Валерий Говорков, уверен: бардовская песня, как и стихосложение, никуда по определению деваться не могут — самовыражаться люди никогда не перестанут. Однако признает: та, первозданная, времен Визбора и Окуджавы песня давно исчезла.

Еще одна участница фестиваля, сотрудник Государственного литературного музея Янки Купалы Екатерина Водоносова, бардом себя не считает. Называет исключительно исполнителем авторской песни. В чем разница? — С определением «бард», на мой взгляд, все очень запутанно. Если говорить о барде как о поэте с гитарой, то это не про меня. Я скорее поклонница «спяванай паэзii», есть такой термин в белорусскоязычной музыкальной среде. Но если определять бардов как авторов и исполнителей собственных композиций, то у нас в стране с их количеством все в порядке — авторов–исполнителей очень много, и одного фестиваля республиканского масштаба, пожалуй, даже маловато. Посмотрим, чем завершится этот фестиваль и получит ли он продолжение. Мне бы, например, очень этого хотелось.

leonovich@sb.by
Советская Белоруссия № 50 (24932). Пятница, 18 марта 2016
Автор публикации: Юлиана ЛЕОНОВИЧ
Автор фотографии: Виталий ГИЛЬ